ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать PDF

Аннотация

Актуальность и цель исследования. Появление новых и усовершенствованных горных машин, транспортного, бурового и погрузочного оборудования предопределяет изменение традиционных и внедрение новых технологических схем ведения открытых горных работ, в частности с использованием машин послойного фрезерования. Расширяется область применения комбинированного карьерного транспорта, при этом конвейер является магистральным транспортом, а автосамосвалы или выемочно-транспортирующие машины являются сборочным транспортом, подающим горную массу от нескольких карьерных комбайнов или фрезерных машин на перегрузочный пункт конвейера. Известны конструкции перегрузочных комплексов с приемными бункерами для перевалки горной массы из автосамосвалов на ленточные конвейеры. В случае если на карьере добычные участки, на которых задействованы фрезерные машины, расположены на различных расстояниях от перегрузочного пункта конвейерного транспорта, может быть экономически целесообразным вести выемочно-транспортировочные работы различными комплектами машин. Цель работы. Совершенствование технологии применения колесных скреперов в качестве сборочного транспорта для работы совместно с ленточными конвейерами, а также модернизация конструкции колесного скрепера для эффективной выемки и последующей перегрузки разрыхленной фрезерной машиной горной массы. Результаты. В статье анализируется возможность совершенствования комплекса горно-транспортного оборудования для работы совместно с фрезерными машинами. Предлагается на участках, расположенных вблизи перегрузочного комплекса, выемку и транспортировку горной массы вести посредством модернизированных колесных скреперов, а с удаленных участков выемку и транспортировку горной массы производить одноковшовыми погрузчиками и автосамосвалами. Модернизированный колесный скрепер оснащен активной заслонкой для интенсификации наполнения ковша горной массой на заключительном этапе загрузки и обеспечения высокого коэффициента наполнения ковша. Разгрузка скрепера осуществляется в приемные бункеры перегрузочного комплекса гравитационным способом посредством поворота ковша. Выводы. Выемка различными комплектами горного оборудования в зависимости от дальности транспортировки разрыхленной фрезерными машинами горной массы позволяет оптимизировать затраты на функционирование сборочного карьерного транспорта и повысить рентабельность горного производства.

Ключевые слова

Фрезерные машины, горная масса, модернизированные колесные скреперы, автосамосвалы, перегрузочный комплекс, конвейерный транспорт.

Чебан Антон Юрьевич – ст. науч. сотрудник, доц., ФГ БУН Институт горного дела Дальневосточного отделения Российской академии наук РАН (ИГД ДВО РАН), Хабаровск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хрунина Наталья Петровна – ст. науч. сотрудник, ФГ БУН Институт горного дела Дальневосточного отделения Российской академии наук РАН (ИГД ДВО РАН), Хабаровск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Якименко Дмитрий Витальевич – аспирант, ФГ БУН Институт горного дела Дальневосточного отделения Российской академии наук РАН (ИГД ДВО РАН), Хабаровск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1. Яковлев В.Л. Состояние, проблемы и пути совершенствования открытых горных разработок // Горный журнал. 2009. № 11. С. 11–14.

2. Мельников Н.Н., Бусырев В.М. Концепция ресурсосбалансированного освоения минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2005. № 2. С. 58–64.

3. Трубецкой К.Н., Корнилков С.В., Яковлев В.Л. О новых подходах к обеспечению устойчивого развития горного производства // Горный журнал. 2012. № 1. С. 15–19.

4. Special equipment for quarry operations. Zement-Kalk-Gips Int. 2014, vol. 67, no. 10, p. 12.

5. Чебан А.Ю. Способ и оборудование для открытой разработки маломасштабных крутопадающих месторождений // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2017. Т.15. № 3. С. 18–23.

6. Mobil Anlagen von Sandvik in Kasachstan. AT Miner. Process. Eur. 2015, vol. 56, no. 1–2, pp. 40–41.

7. Чебан А.Ю. Классификация технологических схем применения карьерных комбайнов // Системы. Методы. Технологии. 2015. № 2. С. 159–163.

8. Wirtgen surface mining for selective limestone mining in the North Caucasus / Russia. Zement-Kalk-Gips Int. 2014, vol. 67, no. 10, p. 18.

9. Швабенланд Е.Е. Применение послойно-порционной технологии добычи руды с использованием фрезерных комбайнов для рационального и комплексного освоения недр // Разведка и охрана недр. 2017. № 2. С. 38–42.

10. Drebenshtedt K., Pessler C. Calculation methods for mining machines. Materials of the international conference "Forum of miners – 2006". – D: National mining University, 2006, pp. 26–32.

11. Чебан А.Ю. Совершенствование безвзрывных циклично-поточных технологий добычи полезных ископаемых // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2016. Т.14. № 2. С. 5–9.

12. Санакулов К.С., Шелепов В.И. Глубокие вводы поточного звена ЦПТ в каптере «Мурунтау» // Рациональное освоение недр. 2011. № 4. С. 52–57.

13. Пат. 2084628 Российская Федерация, МПК Е21С41/00. Погрузочное устройство / В.И. Слепян, А.Н. Пинчук, В.А. Дьяков, Е.Е. Гольдбухт, В.Е. Френкель; заявитель и патентообладатель В.И. Слепян №96 96101646; заявл. 30.01.1996, опубл. 20.08.1999.

14. Чебан А.Ю., Хрунина Н.П. Модернизация транспортно-перегрузочного оборудования при ведении открытых горных работ // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2017. Т.15. № 1. С. 10–14.